Как заполнить МЧД

Машиночитаемая доверенность (МЧД) — электронный аналог бумажной доверенности на подписание электронных документов. Это файл в формате xml, в котором указана информация о доверителе, уполномоченном лице и полномочиях, которые оно получает. У МЧД есть еще одно название, более разговорное — «электронная доверенность».

Главная задача МЧД — подтвердить, что сотрудник или уполномоченное лицо может подписывать электронные документы от имени организации.

МЧД – это не скан бумажной доверенности. У машиночитаемой доверенности есть специальный формат, а также требования к содержанию. Информационная система или сервис могут автоматически считывать сведения из машиночитаемой доверенности. Чего не получится сделать со скан-копией. Поэтому скан-копия доверенности не равна машиночитаемой доверенности.

Как это работает?

Директор компании подписывает МЧД квалифицированной электронной подписью (КЭП, а далее — ЭП). Когда сотрудник будет сдавать отчетность или заверять счета-фактуры, он приложит МЧД к пакету подписанных документов.

Почему нужно применять МЧД?

Машиночитаемые или электронные доверенности появились на фоне изменений 63-ФЗ «Об электронной подписи». Сотрудники и уполномоченные лица будут подписывать документы компании новым типом электронной подписи — ЭП физлица, в ней нет данных организации. Чтобы подтвердить полномочия, сотрудник должен приложить к документам машиночитаемую доверенность.

В течение 2022 года применять МЧД можно по желанию. До 31 августа 2023 года применять МЧД можно по желанию, сотрудники могут работать по любой из двух схем:

  • по-старому — применять электронную подпись юрлица, в которой указаны данные сотрудника,
  • по-новому — использовать МЧД и электронную подпись физлица, оформленную на сотрудника (без указания данных юрлица).

    Машиночитаемые доверенности станут обязательными 1 сентября 2023 года — без них сотрудник или уполномоченное лицо не сможет подписать документы от лица компании. Но откладывать переход на МЧД до сентября 2023 года очень рискованно. Поскольку на адаптацию понадобится месяц или больше: обеспечить сотрудников электронными подписями физлиц, обучить оформлению и отправке доверенностей.

    Машиночитаемую доверенность можно применять при документообороте между компаниями. Принцип создания доверенности такой же, что и для отчетности — перед отправкой МЧД руководитель должен подписать ее своей электронной подписью.

    Создать доверенность можно несколькими способами:

    — в сервисах, например, в Контур.Доверенности,

    — на сайте реестра машиночитаемых доверенностей, созданного ФНС.

    Реестр ФНС является распределенным — это блокчейн-платформа (данные хранятся сразу у нескольких участников реестра и будут доступны, даже если один из узлов сети перестанет работать). Хранение МЧД в распределенном реестре позволяет отправлять не документ электронной доверенности, а только ее реквизиты — по ним контрагент-получатель проверит всю необходимую информацию.

    Сервис Контура для работы с доверенностями

    Контур создал свой сервис для работы с машиночитаемыми доверенностями — Контур.Доверенность. МЧД из него можно использовать для электронного документооборота (в Диадоке или собственной системе организации). 

    В сервисе уже можно создавать, подписывать, передавать и проверять МЧД. Другие возможности появятся позже, после утверждения дополнительных нормативно правовых актов по МЧД. Команда сервиса планирует добавить в сервис доверенности для отчетности в налоговую и ФСС. А также поддержать форматы доверенностей, которые будут появляться в других системах.

    Контур.Доверенность позволяет собрать все МЧД организации в одном месте. Директор может подписывать их, менять полномочия, отзывать и отслеживать срок действия МЧД. Если директор не готов самостоятельно управлять всеми доверенностями организации, можно назначить ответственного сотрудника. Он будет оформлять доверенности, а директору останется только подписать их.

    Работать в сервисе просто

    Вход в сервис

    Клиент может получить доступ в сервис Контур.Доверенности тремя способами:

    • В составе продукта Контура (например, Диадок);
    • При выпуске сертификата ЭП в УЦ Контура;
    • Приобрести отдельный доступ в сервис Контур.Доверенность.

    Директор и сотрудники могут авторизоваться в сервисе двумя способами:

    • С помощью своего сертификата ЭП. Для директора — только КЭП юрлица, сотрудникам — КЭП физлица или сотрудника. При этом, пользователь сможет посмотреть список доверенностей, выпущенный в свой адрес.
    • Используя логин, пароль и подтвержденный телефон. В таком случае, можно работать с доверенностями в компании, если есть доступ к организации.

    Чтобы подписать МЧД, директор сможет использовать только свой сертификат руководителя: в нем указаны и данные юрлица, и данные директора. При этом этот сертификат может быть выдан как УЦ ФНС, так и другим аккредитованным УЦ.

    Использовать сертификат физического лица, в котором нет данных о юрлице, директор не сможет.

    Приглашение сотрудников

    Если директор не готов самостоятельно управлять всеми доверенностями организации, можно назначить ответственного сотрудника. Он будет оформлять доверенности, а директору останется только подписать их.

    Для этого в разделе «Сотрудники» нужно заполнить ФИО, электронную почту и роль сотрудника и нажать на кнопку «Отправить приглашение».

    Роли сотрудников:

    • Заместитель. Может формировать МЧД, редактировать, приглашать Управляющих доверенностями, обрабатывать входящие заявки. Не может подписывать МЧД.
    • Управляющий доверенностями. Может формировать МЧД, редактировать, обрабатывать входящие заявки. Не может подписывать МЧД и приглашать в сервис других сотрудников.

    Приглашение в сервис придёт на указанную почту сотрудника.

    Выпуск доверенности на сотрудника

    Управляющий и заместитель могут только сформировать заявку для сотрудника и отправить ее на подпись руководителю. Только после формирования заявки со стороны управляющего или заместителя сотруднику станут доступны корректировка содержания и отслеживание статуса заявки на выпуск доверенности.

    Если заявку формирует руководитель, он может сразу ее подписать.

    Для формирования новой доверенности нужно нажать «Доверенность» и выбрать нужный тип. Пока в сервисе есть возможность выпустить только один тип доверенности — для электронного документооборота. В будущем будем добавлять новые типы, по мере готовности информационных систем.

    Далее заполнить данные: сроки, организацию доверителя и получателя доверенности.

    Изменить доверенность можно только до подписания. Сделать это может сотрудник, пока не отправит МЧД на подписание. Или директор — он может ознакомиться с содержанием и изменить его, пока не подпишет доверенность.

    Когда директор подпишет файл МЧД, изменить доверенность невозможно — ни отредактировать полномочия, ни изменить номер доверенности, ни исправить данные или опечатки. Для этого понадобится отозвать доверенность и выпустить новую с корректными данными.

    После подписания доверенности файл МЧД в течении нескольких секунд попадает в распределенную систему ФНС — реестр федеральной базы МЧД. После этого его могут проверить контрагенты.

      Подключайтесь к реферальной программе и зарабатывайте!

      Как работает программа

      Вы привлекаете нового
      клиента на сервис

      Контур продает
      сервис клиенту

      Вы получаете
      вознаграждение