Принят (но пока не опубликован) законопроект, который переносит сроки некоторых изменений в сфере электронной подписи. Сертификаты сотрудников, в которых указаны данные организации, можно получать и применять до 31 декабря 2022 года. Использовать МЧД обязательно только с 1 января 2023 года, но по возможности можно и раньше. Руководителям по-прежнему с 1 января нужно обращаться в УЦ ФНС, прежние сертификаты могут работать максимум до 31 декабря 2022 года.

16 декабря Госдума приняла в третьем чтении законопроект № 1137043-7, который вводит переходный период для части изменений в 63-ФЗ «Об электронной подписи». Со всеми изменениями можете ознакомиться в нашей статье.

Новые сроки, которые вводит законопроект, опишем ниже. Они финально будут приняты до конца года — когда законопроект рассмотрит Совфед и подпишет президент.  

Сроки изменений для руководителей сохраняются

С 1 января руководителям юрлиц и ИП необходимо обращаться за новым сертификатом электронной подписи в удостоверяющий центр ФНС или к доверенным лицам ФНС. Первым лицам финансовых организаций — в Центробанк, должностным лицам бюджетных организаций, в том числе руководителям — в Федеральное Казначейство.

Если на руках у руководителя есть действующий сертификат электронной подписи, то он может продолжать им пользоваться до 31 декабря 2022 года, если срок сертификата не закончится раньше. Ограничение в 31 декабря 2022 года устанавливает принятый законопроект. Главное условие, чтобы этот сертификат ЭП руководитель получил в удостоверяющем центре (УЦ), который имеет новую аккредитацию (АО «ПФ «СКБ КОНТУР» и ООО «СЕРТУМ-ПРО» входит в этот список.

Сотрудники до 2023 года могут работать с прежними сертификатами и переходить на электронную доверенность

Законопроект переносит сроки изменений для сотрудников организаций и уполномоченных лиц. А также обязательное применение ими электронной доверенности. Планировалось, что с 1 января 2022 года сотрудники будут получать новые сертификаты только на физическое лицо и при их использовании прикладывать электронную доверенность.

Новые сроки вводят несколько этапов перехода на эти изменения:  

  • До 31 декабря 2022 года сотрудники могут продолжать получать сертификаты юр.лица (в нем указаны и данные организации, и данные сотрудника). Обращаться за такими сертификатами — в аккредитованные по новым правилам УЦ. Действовать такие сертификаты будут до 31 декабря 2022 года. 
  • С 1 марта 2022 года по 31 декабря 2022 года сотрудники могут по желанию перейти на новую схему работы: получить сертификат физлица в аккредитованном УЦ и при его применении использовать электронную доверенность. Сделать это можно будет в системах, которые начнут принимать электронную доверенность.

    Если информационная система поддержит работу с электронной доверенностью раньше, то сотрудники по своему усмотрению могут перейти на новую схему работу раньше 1 марта 2022 года. Например, ФНС уже работает с доверенностью, а ФСС разрабатывает необходимую документацию.
  • С 1 января 2023 годановая схема работы с ЭП для сотрудников станет обязательной. То есть к этой дате им необходимо получить сертификат физлица и при его применении прикладывать электронную доверенность.

    Отметим, если сотрудник получил сертификат физического лица, чтобы перейти на новый порядок работы, то для работы с таким сертификатом ему обязательно понадобится электронная доверенность. Даже если 1 января 2023 года еще не наступило.

    В некоторых информационных системах электронная доверенность может стать обязательной раньше 1 января 2023 года. Это возможно, если системы сами установят такой порядок.

Поэтому в течение 2022 года сотрудникам важно перейти на новую схему работы и получить сертификат физического лица в аккредитованном УЦ.

Что с сертификатами Контура

Руководители — могут обращаться за сертификатами в Контур до 31 декабря 2021 года включительно. Такие сертификаты будут работать максимум до 31 декабря 2022 года, если их срок действия, конечно, не закончится раньше. 

С 1 января руководителям необходимо получать сертификат удостоверяющего центра ФНС. Обращаться за ним можно в налоговую инспекцию или к доверенным лицам ФНС. В ближайшее время Контур также предложит вам варианты, как комфортно получить сертификат ФНС — о них сообщим в наших новостях.

Сотрудники — могут продолжать обращаться за сертификатами в Контур. До 31 декабря 2022 года мы можем выдать вам сертификат юрлица (с вашими данными и данными организации), он будет работать до 31 декабря 2022 года. С 1 марта 2022 года — можем по вашему желанию выдать сертификат физлица. Он будет работать и после 31 декабря 2022 года. 

Если у вас будет сертификат Контура (выдан УЦ, входящим в группу компаний СКБ Контур) и срок его действия включает 2023 год, то мы в любых обстоятельствах обеспечим вас сертификатом, который будет работать в течение всего оплаченного вами срока. Один из возможных вариантов — перевыпуск сертификата за  счет       АО «ПФ «СКБ КОНТУР» . Это касается сертификатов из тарифов УЦ Контура.

Мы готовы исполнить все обязательства, которые взяли перед вами при продаже тарифа. Ведь уже 18 лет мы заботимся о том, чтобы наши клиенты с удобством получать электронную подпись, использовать ее без перебоев и просто были в ней уверены.

Контур планирует поддерживать работу с электронной (машиночитаемой) доверенностью в своих сервисах. Также мы создаем сервис для формирования и использования МЧД для других информационных систем, где руководитель и сотрудники смогут управлять электронными доверенностями организации. Если вы хотели бы работать в таком сервисе, — напишите об этом на trust@kontur.ru. Мы можем учесть ваши пожелания в разработке.

Рубрики: Новости